АНАЛИЗ-Сбербанк вряд ли сможет быстро заработать на развитии экосистемы из-за желания контролировать партнеров



Татьяна Воронова

МОСКВА (Рейтер) - Российский Сбербанк намерен стать полноценной экосистемой в ближайшие три года, однако быстрой отдаче инвестиций мешает жесткая переговорная позиция по совместным предприятиям, требуя от банка дополнительных затрат и времени на развитие e-commerce собственными силами, говорят источники и аналитики.

Начав выстраивать экосистему три года назад, Сбер вложил в покупку и развитие 50 нефинансовых компаний около $2 миллиардов. Госбанк получил под свое крыло десятки небольших бизнесов, чья компетенция простирается далеко за пределы финансовых сервисов: от доставки еды до музыкального стриминга.

Новая стратегия Сбера на 2021-2023 годы сводится к развитию нефинансового бизнеса. Для банка это означает пока что в основном расходы: в ближайшие три года Сбер потратит на это еще 4% капитала, что эквивалентно 200 миллиардам рублей, исходя из его текущих показателей.

Большая часть этих средств будет направлена на развитие электронной коммерции. В планах Сбербанка (MCX:SBER) – войти в тройку лидеров этого рынка, доведя оборот своих сервисов до 500 миллиардов рублей в год.

НЕПАРТНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

До сих пор Сбербанк не смог стабильно закрепиться на этом рынке из-за жесткой переговорной позиции, сказали Рейтер источники, участвовавшие в переговорах как со стороны банка, так и потенциальных партнеров.

В 2017 году Сбербанк пытался сделать совместное предприятие с Alibaba (NYSE:BABA) Group: стороны вели переговоры о создании российской компании, однако так и не смогли поделить контроль и договориться об ограничении конкуренции. Было более 20 пунктов разногласий, вспоминает источник, принимавший участие в переговорах с китайцами.

Затем у Сбербанка был опыт стратегического партнерства с Яндексом (MCX:YNDX), которое продлилось два года, но закончилось разделом активов: Сбербанк лишился прямого выхода на рынок e-commerce. Яндекс.Маркет, один из крупнейших игроков этого рынка, был выкуплен интернет-компанией, и больше не входит в экосистему Сбербанка.

Сбербанк также вел переговоры о покупке крупной миноритарной доли второго по величине в России интернет-магазина Ozon (NASDAQ:OZON), но сделка сорвалась из-за разногласий об управлении и контроле над компанией, сказали источники, близкие к обеим сторонам. Вместо этого Ozon в ноябре привлек почти $1 миллиард через IPO, что стало крупнейшим публичным размещением акций российской компании с 2017 года.

Госбанк дважды договаривался с потенциальными партнерами, но до реализации проекты не дошли, признавал на ноябрьском Дне инвестора первый зампред Сбербанка Лев Хасис.

Партнерство с Mail.ru Group, которое включает в себя доставку еды, сервис такси и другие активы, также в определенный момент оказалось под угрозой из-за вопросов контроля, сказали Рейтер четыре источника.

Хасис говорил во время Дня инвестора 2020, что взаимопонимание между банком и группой высокое, поскольку в отличие от Яндекса у Сбера есть доля в капитале.

"В Mail.ru Сбер является совладельцем контрольного пакета акций. Контрольного с точки зрения управления, мы активно участвуем в выработке стратегии Mail.ru, принятии всех решений, которые влияют на траекторию дальнейшего развития Mail.ru", - говорил он.

Представители Alibaba и Ozon отказались от комментариев. В пресс-службе Mail.ru ответили, что со Сбербанком выстраиваются две самостоятельные экосистемы, которые могут конкурировать в некоторых нишах, однако это не противоречит совместному паритетному развитию активов вокруг фудтеха и транспорта.

Пресс-служба Сбербанка ответила на запрос Рейтер: "наш главный вывод — все что ни делается - к лучшему", однако не уточнила, что именно они оценивают столь позитивно.

САМ СЕБЕ ЛИДЕР РЫНКА

"Расти будем в основном сами, но в том числе недостающие элементы будем докупать", - говорил на Дне инвестора Сбера его глава Герман Греф, отвечая на вопрос, как именно госбанк будет наращивать долю на рынке электронной коммерции.

Вместе с Хасисом они недвусмысленно дали рынку понять, что партнерство со Сбербанком может быть только в случае передачи ему контроля над управлением.

"Сбербанк не смог достичь целей стратегии по созданию лидирующего игрока в сфере электронной коммерции, но извлек уроки для достижения их в будущем. Мы переосмыслили формат партнерств, - говорил Хасис на Дне инвестора. - Теперь, осуществляя наши стратегические инвестиции, мы предполагаем либо контроль в компаниях с нашим участием, либо ясный и понятный путь к контролю и готовы не иметь контроль только в том случае, если сервисы такой компании безусловно, явно и глубоко интегрируются с нашей экосистемой".

Экосистемы сильно конкурируют между собой, и удерживать партнерство двух экосистем непросто, говорил Греф на пресс-конференции после презентации новой стратегии.

"Вывод, который мы сделали по результатам разных партнерств, состоит в том, что нам нужно стараться сохранять контроль в важных для нас бизнесах. Что касается Mail.Ru (LON:MAILRq) - у нас есть пересечение интересов, но мы успешно справляемся с ситуацией, и я не вижу, что в будущем мы столкнемся с непреодолимыми препятствиями. Как все сложится в будущем, никто сейчас не сможет сказать. Но пока мы удовлетворены тем, что мы имеем, и как мы строим наши отношения."

По словам Хасиса, сейчас Сбербанк не обсуждает крупные M&A в сфере e-commerce, предпочитая органическое развитие и точечные покупки.

На прошлой неделе Сбербанк заключил стратегическое партнерство (https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/417317-it-distribyutor-merlion-integriruetsya-v-elektronnuyu-kommerciyu-sbera) с компанией Merlion, однако входить в капитал компании госбанк пока не планирует. "Это именно партнерство",- сказали Рейтер два источника, близких к набсовету Сбербанка.

"Мы не умеем работать в партнерстве, просто сжираем компании, - сказал один из менеджеров Сбербанка. - Такая тактика снижает мотивацию развивать бизнес у второй стороны".

СЛИШКОМ ПРИБЫЛЬНЫЙ БАНК

Госбанк не рассчитывает на значительный рост прибыли от своих вложений в ближайшие три года. В материалах к стратегии говорится, что прибыль, сопоставимую с банковской, Сбер получит не раньше 2030 года. На нее будет приходиться около 60% валовой прибыли всей группы: сейчас эта доля не превышает 1% и к концу 2023 года ожидается на уровне 5%.

"Поскольку конкуренция со стороны финансовых технологий и электронной коммерции будет расти, мы согласны с руководством (Сбера) в том, что гонка в электронной коммерции будет становиться все более важной, но потребуется время, чтобы это отразилось на цене акций," – написали в недавнем обзоре аналитики ВТБ (MCX:VTBR) Капитала.

Текущую выручку компаний экосистемы банк не раскрывает, осторожно указав на Дне инвестора лишь то, что ожидает положительную EBITDA в 2023 году у своих главных небанковских активов.

Аналитики UBS оказались более оптимистичны: они прогнозируют выручку нефинансового бизнеса всей группы на уровне 570 миллиардов рублей в 2023 году (соответствует таргету топ-менеджмента в 5% - доля в валовой прибыли, в 2020 году топ-менеджмент ждет выручки в 70 миллиардов - Рейтер), однако на безубыточность, по их мнению, экосистема выйдет не раньше 2024 года в зависимости от уровня расходов.

Кроме того, UBS повысил прогнозную стоимость нефинансовых активов Сбербанка до 594 миллиардов рублей с 133 миллиардов рублей. Они считают, что ключевым драйвером роста выручки должен стать именно сегмент e-commerce, который пока наименее развит в экосистеме банка.

По оценке UBS, в среднесрочной перспективе стоимость нефинансового бизнеса Сбербанка может составить 1,1 триллион рублей, однако инвестбанк не уточняет, в какой срок ждет фактического удвоения капитализации этого сегмента.

Сама по себе монетизация нефинансового бизнеса Сбербанка пока остается неясной, считают аналитики Альфа-банка: сейчас экосистема выглядит скорее как механизм привлечения и удержания клиентов.

"В банке намекнули на увеличение дивидендных выплат в случае наличия избыточного капитала, - говорилось в недавнем обзоре Альфа-банка. - Однако мы думаем, что этого может быть трудно достичь, если в экосистему будет инвестировано около 200 миллиардов рублей, а общая достаточность капитала составляет 14-14,2% - так как это ниже уровня 16%, который считается комфортным для управления".

(При участии Надежды Цыденовой; Редакторы Екатерина Голубкова и Оксана Кобзева)

Представляем Вашему вниманию статью на тему АНАЛИЗ-Сбербанк вряд ли сможет быстро заработать на развитии экосистемы из-за желания контролировать партнеров. У нас на сайте размещены материалы о финансах, биржах, экономике, энергетике, бизнесе, политики, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.
Публикация на тему АНАЛИЗ-Сбербанк вряд ли сможет быстро заработать на развитии экосистемы из-за желания контролировать партнеров собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!


Также можете почитать новости из других категорий:







Новости по теме