Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб "Дружбе"
finbi 23-ноя, 09:37 Инвестиции
Глеб Городянкин МОСКВА (Рейтер) - Польша увеличивает морской импорт нефти, отдавая ему предпочтение по сравнению с прокачкой сырья из России по нефтепроводу "Дружба", показали данные в терминале Refinitiv Eikon и информация трейдеров. Так, морской импорт нефти в Польшу достиг в октябре максимального уровня с мая 2019 года, когда поставки в страну российского сорта Urals по "Дружбе" были полностью остановлены из-за загрязнения сырья хлорорганикой. Польша увеличивает импорт нефти через порт Гданьск на фоне буксующих переговоров о ценах на 2022 год с российскими поставщиками по "Дружбе", маршрут которой проходит через Белоруссию, уже угрожавшую остановкой транзита энергоносителей из-за обострений отношений с Евросоюзом. "Рост морского импорта (в Польшу) - часть стратегии по обеспечению независимости от восточных соседей", - сказал собеседник Рейтер из крупной нефтяной компании. В октябре Польша импортировала через Гданьск чуть более 2 миллионов тонн нефти, что составляет три четверти от месячной потребности местных НПЗ в сырье, показали расчёты Рейтер. Таким образом, Польша может сократить импорт по нефтепроводу "Дружба", который связывает месторождения в РФ с польскими НПЗ, до четверти от потребности своих заводов. "Поляки в плановом порядке полагаются на морские поставки, это - осознанная политика. Я не вижу, чтобы они пытались законтрактовать (дополнительные) объемы по "Дружбе" на следующий год. В этом может быть политический мотив", - сказал один из трейдеров. По данным участников рынка, поставки Urals в Польшу по "Дружбе" в октябре составили 0,61 миллиона тонн, а морской импорт через порт Гданьск вырос почти до 2,0 миллионов тонн, из которых не менее 0,8 миллиона тонн пришлось на сорт Arab Light. НПЗ Grupa Lotos в Гданьске, мощность которого составляет 10,5 миллиона тонн в год, в октябре получил морем около 0,9 миллиона тонн нефти, что фактически превышает месячные потребности завода в сырье. Другой завод, PKN Orlen, согласно отчету компании за третий квартал текущего года, работал июле-сентябре на 100% от установленной мощности и переработал 4,1 миллиона тонн сырья. Максимальный месячный объем переработки для НПЗ, по подсчетам Рейтер, составляет 1,37 миллиона тонн, и в октябре Orlen принял через порт Гданьск больше половины от своих потребностей в сырье, свидетельствуют данные трейдеров. ЦЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ Согласно данным системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, поставки саудовской нефти в Польшу в октябре достигли максимума по меньшей мере за последние несколько лет. При этом трейдеры отмечали, что саудовская нефть обошлась польским заводам дороже, чем Urals с поставкой по "Дружбе" или через тот же морской порт. В период торговли партиями Urals из программы октября дифференциалы сорта находились на уровне скидки от $2,57 до $2,05 за баррель к эталону на базисе CIF NWE. Официальная цена продажи (OSP) на саудовскую нефть Arab Light c погрузкой в Северо-Западную Европу на базисе FOB Сиди Керир в октябре была установлена на в размере скидки $1,70 за баррель к эталону. "Маржа переработки Urals и Arab Light может быть разная, а цена саудовской нефти выше, чем российской, но в этом есть политический мотив, чтобы их, поляков, не обвинили в том, то они слишком сильно зависят от России," - сказал источник Рейтер в нефтяных кругах. "Маржа переработки столь хороша, что они могут себе это позволить", - добавил он. Ещё один источник также считает, что польские НПЗ готовы платить за снижение доли российского сырья в корзине закупаемых сортов, чтобы продемонстрировать свою независимость от поставок из России и транзита через Белоруссию. Трейдеры отмечают, что высокая волатильность дифференциалов Urals снижает привлекательность сорта для переработчиков. "Если кто-нибудь выйдет на спотовый рынок и начнет активно скупать Urals, или если откроется арбитраж в Азию, цена сорта может резко возрасти. В этом смысле работать с саудовской нефтью проще", - отметил собеседник Рейтер. Миграционный кризис на границах Белоруссии и ЕС обострился в ноябре, и Польша уже угрожала закрыть железнодорожного движение через один из погранпереходов, а президент Белоруссии Александр Лукашенко - остановить транзит российского газа и грузов через белорусскую территорию. НОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫУвеличение импорта Urals через Гданьск может сигнализировать о стремлении польской стороны улучшить переговорные позиции в преддверии обсуждения цен на поставки сорта по "Дружбе" в 2022 году, полагают трейдеры. В марте 2021 года PKN Orlen и российская Роснефть (MCX:ROSN) подписали новый двухлетний контракт на поставку нефти по нефтепроводу "Дружба", в рамках которого поставки Роснефти в адрес PKN Orlen должны сократиться до 3,6 миллиона тонн в год с 5,4-6,6 миллиона тонн в год по предыдущей сделке. По данным участников рынка, Роснефть в долгосрочных контрактах оставляет за собой право ежегодно пересматривать цены на сырье с поставкой по "Дружбе".
Другой российский поставщик Urals в Польшу - компания Татнефть (MCX:TATN) - располагает двумя долгосрочными контрактами на поставку сырья в Польшу объемом 200.000 тонн в месяц каждый, один из которых истекает в декабре текущего года. Помимо морских партий Urals польские переработчики закупают различные сорта, например, арабскую нефть Arab Light, каспийскую CPC Blend и Azeri BTC, североморские сорта, западноафриканскую нефть и иракский Kirkuk. (Редактор Александр Ершов)
Представляем Вашему вниманию статью на тему Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб "Дружбе". У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.
Публикация на тему Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб "Дружбе" собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!
Публикация на тему Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб "Дружбе" собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!