Реформа образования. Готовим детей к новой жизни

Результаты исследования о бизнесе среди молодежи, проведенного ВЦИОМ в преддверии Дня предпринимателя 26 мая, выявили серьезную прореху в нынешнем российском образовании. Как оказалось, 60% респондентов хотели бы открыть свое дело, и первое, с чего бы они начали, – изучение предмета и поиск информации. По словам экспертов, это может означать только одно – в стране сложилась острая нехватка программ по повышению предпринимательской грамотности, а школы и высшие учебные заведения не готовят детей к реальной жизни. Партия «Новые люди» предложила свой способ решения данной проблемы, представив образовательную программу, позволяющую научить предпринимательству со школьной скамьи.


Реформа образования. Готовим детей к новой жизни

То, что Россия страна не для ведения собственного бизнеса – устаревший миф, который, к сожалению, до сих пор крепко сидит в головах людей. Тем не менее, как показало исследование ВЦИОМ, народ, хоть и с подозрением относится к предпринимательству, хочет хоть как-то в нем поучаствовать. Из пятерки сфер, которые вышли самыми популярными при опросе респондентов от 18 лет и старше, целых три места так или иначе относятся к бизнесу.

– Динамика с 2017 года есть, и она положительна, в совокупности доля тех, кто рассматривает бизнес как способ заработка, увеличилась на 3–5%, – рассказывает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Это не революция, но все же. Респондентов мы распределили по возрастам с очень коротким шагом, буквально 2 года, что позволяет более рельефно увидеть, в каких возрастных группах предпринимательство более привлекательно. Оказалось, что больше всего их среди тех, кому 23–24 года, к 30 процент снижается. Интересен и аспект про детей: мы спрашивали, кем их видят будущие родители. Обычно для своих детей мы хотим всего самого хорошего, в том числе и в выборе профессии. И здесь можно увидеть просто фантастические уровни: 82% в группе 25–28 лет хотят, чтобы их чада были заняты бизнесом!

Если же касаться сфер деятельности, которые выбирают будущие родители для детей, на первое место вышли компьютерные технологии. Это не удивительно: разработка программ, IT – сейчас очень популярны, за этими профессиями будущее. Но и здесь предпринимательство и его формы заняло три места в первой пятерке, что показывает огромный спрос и высокую заинтересованность населения в освоении этой профессии.

– Помимо того что хотят для себя и детей респонденты, мы решили для полноты картины спросить, что они делают, чтобы стать предпринимателями, – продолжает Федоров. – Желание может быть абстрактным, поэтому мы задали более жесткий вопрос, чтобы узнать, делают ли люди что-то конкретное для создания собственного дела. Выяснилось, что 49% в ближайшие три года готовы заняться предпринимательством. Первое, что привлекает граждан в этой сфере, – это независимость и самостоятельность. Высокий доход стоит лишь на втором месте, на третьем – самореализация. Почему же не все еще при таких положительных факторах хотят быть бизнесменами? Многие отвечали, что уже выбрали свою профессию мечты. Другие считают, что предприниматели – особенные люди, у которых должна быть так называемая коммерческая жилка. То есть получается, что не все верят, что ее можно развить, будто она либо дана свыше, либо нет.

По мнению Федорова, предприниматель сегодня – это эдакий герой нашего времени. 66% респондентов говорят, что бизнесмены независимы, занимаются любимым делом, много зарабатывают, имеют условно свободный график и профессиональный рост, кроме того, бизнес – это работа не только на себя, это возможность приносить пользу обществу. Удивительно, но только 3% опрошенных не увидели в предпринимателях привлекательных черт. Интерес к сфере показывает и то, что лишь 17% респондентов, потенциально заинтересованных в создании своего дела, за последние 12 месяцев ничего не делали, чтобы стать бизнесменом. То есть подавляющее большинство понимает, что мечтать не достаточно.

– Большинство из тех, кто мечтают стать предпринимателями, первым делом начинают с поиска информации, – говорит Федоров. – Это интересный показатель, который может означать, что стартовых знаний школы и вуза недостаточно. В возрастной группе 20–24 года 83% сказали, что хотели бы пройти обучение в сфере предпринимательства. Даже респонденты 55–60 лет почти в половине случаев отвечали, что это нужно. Люди заинтересованы в знании о заработке в Интернете, раскрутке соцсетей, редактировании фотографий, монтаже видео, блогинге. Продвижение сегодня идет преимущественно через онлайн, поэтому и обучение больше половины респондентов также предпочитают онлайн. А вот уровень действующей образовательной системы в плане подготовки детей к реальной жизни, по мнению опрошенных, очень низкий.

То есть по результатам исследования получается, что сейчас запрос на предпринимательскую грамотность среди населения очень высок, а вот веры в образование, к сожалению, нет совсем. По данным ВЦИОМ, респонденты в 82% случаев считают, что школа не готовит детей ко взрослой и самостоятельной жизни, и 49% считают, что этого не делают и высшие учебные заведения. Выходит, вопреки стереотипам, репутация профессии предпринимателя на очень хорошем уровне. Тем не менее как подступиться к ней, многие не понимают, так как не хватает образовательной инфраструктуры.

– Это исследование наталкивает на очень много идей, – говорит лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев. – Оно опровергает устоявшееся убеждение о России, как о стране, где все хотят, чтобы о них заботились и не было богатых. Люди говорят: «Нет!», они хотят быть богатыми, чтобы их дети самореализовывались, сами могли делать, что хотят, и зарабатывать. Это большое вдохновение. Но отмечу, предпринимательству нельзя научить онлайн. Это может сделать только практика.

– Одна из цифр в исследовании, на мой взгляд, это бомба, – комментирует результаты исследования главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик. – 80% полагают, что школа не готовит самостоятельных людей. Это поразительно! По сути, это провал школьной системы. То, что хотят родители и дети, не случается в школе. Школьное образование растит конформистов: «так удобнее, так живем». Сейчас такой сотрудник – не самостоятельный, безынициативный уже больше не нужен. Век конвейеров прошел. Школа должна подстроиться. Курсы предпринимательства не сделают абсолютно всех бизнесменами, но они точно сделают человека более самостоятельным. Образование должно быть пересмотрено, самостоятельность должна стать ключевым KPI.

Для того чтобы эти тезисы были воплощены в жизнь, члены партии «Новые люди» еще за 8 лет до ее создания занялись школьным и студенческим предпринимательским образованием. Был придуман специальный возрастной «каскад» обучения, когда теорию и практику более взрослые дают молодым. То есть 40-летние учат 30-летних, они 20-летних, те – 15-летних. Этот путь передачи знаний и практик показал высокую эффективность, так как удается говорить на одном языке.

Сейчас программа предпринимательского образования работает в Москве и еще в 12 городах России.

В столице удалось охватить ею порядка 50 тысяч человек, при поддержке Департамента предпринимательства и инновационных технологий Москвы. Так, например, несколько сотен студентов из РЭУ Плеханова в специальных клубах делают проекты со школьниками в качестве наставников.

– Это творческая работа, которая приносит деньги, – что еще может быть интересно школьнику, – говорит Нечаев. – Индустриальный век уходит, сокращаются многие рабочие места классических сфер, вместе с тем уходит и представление о школе и вузе, как о казармах. Мир изменился, а наши обычные школы не перестроились. Раньше на заводах были гудки, а в школах до сих пор идут звонки. Предпринимательство – это не только вид деятельности, но и создание добавленной стоимости в экономике. Стране нужен новый экономический курс, и опираться он может только на свободных людей, их идеи, а не на тех, кто любое задание «берет под козырек». Мы создали большую систему, как можно с помощью десятков тысяч студентов подготовить сотни тысяч школьников. На сегодняшний день школа не готовит ко взрослой жизни, а консервирует людей в детстве. Быть молодым хорошо, но без денег, реализации – это грустно. Надо не бороться с богатыми, а ими становиться.

– За время работы мы стали убеждены, что предпринимательская компетенция такая же, как кататься на велосипеде, – ее освоить могут все, – комментирует заместитель декана факультета бизнеса «Капитаны» в РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Моручков. – А будешь ли ты ею пользоваться или нет – это уже как чтение. Ключевые вещи в предпринимательском образовании: надо научиться ошибаться и хвалить себя за ошибки. Нас школа учит по-другому. Школьник должен сделать 5–7 микро-предпринимательских проектов, чтобы ему было интересно и продуктивно. Важно закладывать социально ориентированные ценности, ребята должны уметь работать в разных коллективах.

И это не голословные заявления. Сеть предпринимательских клубов по всей стране уже дает свои коммерческие плоды. Вот несколько историй ребят, прошедших наставничество по задумке «Новых людей».

Артемий, 21 год

С 8-го класса я интересовался заработком. В 14 лет нас с одноклассниками повезли в поля на сбор урожая, где я получил за 2 недели 1,5 тысячи рублей. И меня возмутило, что хозяин полей заработал в сотни раз больше. Точно понял тогда, что, когда ты сотрудник, у тебя есть потолок, который определяет работодатель, поэтому предпринимателем нужно становиться самому. Монетизировать свои таланты и умения школа не учила. Сейчас я с партнером занял средства в банке, и мы открыли коммерческий коворкинг в Белгороде. Да, трудностей много, но мне нравится.

Александр

Я занимаюсь продажами на маркетплейсах товаров, которые производятся под моим руководством. Пришел я к этому не сразу, у меня были разные проекты, и они провалились. Но ошибаться можно и нужно, чтобы понять свои слабые места. В школе не было нужной информации: как вести отчетность, с чего начать и тому подобное. Хорошо еще, что родители меня поддержали.

Графика, источник: https://wciom.ru/presentation/prezentacii/izuchenie-obshchestvennogo-mnenija-grazhdan-rf-po-voprosam-predprinimatelskoi-dejatelnosti

Представляем Вашему вниманию статью на тему Реформа образования. Готовим детей к новой жизни. У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.

Публикация на тему Реформа образования. Готовим детей к новой жизни собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!