«СДС-Уголь» вышел из капитала угольного порта Лавна под Мурманском
finbi 02-сен, 11:30 Бизнес
«СДС-Уголь» продал долю в угольном порту Лавна в Мурманской области другому совладельцу — Центру развития портовой инфраструктуры, у которого теперь 95%. Сделка состоялась на фоне проблем в угольной отрасли
Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) выкупил у «СДС-Угля» 25% в капитале «Морского торгового порта «Лавна» под Мурманском, рассказали РБК два источника, знакомые с деталями сделки. По итогам сделки доля ЦРПИ в угольном терминале выросла до 95%, остальные 5% остались под контролем Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Условия сделки собеседники РБК не раскрыли.
В Минтрансе и ГТЛК отказались от комментариев. РБК направил запросы в ЦРПИ и «СДС-Уголь».
«СДС-Уголь» входит в десятку крупнейших угледобывающих компаний России, в 2024 году она добыла 13,1 млн т угля. Компания владеет тремя угольными разрезами, двумя шахтами, тремя обогатительными фабриками и четырьмя сервисными организациями. По данным на 31 декабря 2022 года, по отчетности компании, ее бенефициарами были Михаил Федяев, Владимир Гридин и его сын Андрей Гридин. Более поздних данных нет в открытом доступе.
В августе «Ъ» со ссылкой на источники писал, что основная компания, отгружающая уголь через Лавну, — АО «Угольная компания «Сила Сибири», контролирующая имущественный комплекс обанкротившейся шахты «Заречная» в Кемеровской области. Компания учреждена в 2018 году Борисом Гутцовым, он же возглавляет сегодня ЦРПИ, выкупивший у «СДС-Угля» долю в Лавне. До 2020 года единственным собственником ЦРПИ был Гутцов. В 2020 году компания перешла под контроль ООО «ВТБ Капитал пенсионный резерв», более поздние данные скрыты.
Морской порт Лавна построен для расширения морского экспорта российского угля. Он расположен в незамерзающем Кольском заливе Баренцева моря, что позволяет вести круглогодичную перевалку угля на грузовые суда, в том числе на крупнотоннажные балкеры размера capesize грузоподъемностью более 150 тыс. т.
Первая партия угля из Лавны была отгружена в марте. По состоянию на конец августа терминал обработал 650 тыс. т грузов, или восемь судовых партий, говорила заместитель губернатора — министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова. В будущем общая мощность терминала площадью 120 га должна составить 18 млн т угля в год.
Общий объем инвестиций в проект — 87 млрд руб. Оператором строительства выступала ГТЛК, которая контролирует ООО «МТП Лавна» — концессионера проекта. В 2019 году в числе концессионеров порта были структура Андрея Бокарева «Бизнесглобус», «РЖД — Инфраструктурные проекты», ЦРПИ и «СДС-Уголь». «Бизнесглобус» вышел из капитала Лавны в 2021 году. «СДС-Уголь» в 2023 году передал свою долю (25%) в залог Газпромбанку. Тогда же к проекту присоединилась госкорпорация ВЭБ.РФ, которая планировала инвестировать в терминал 12,9 млрд руб.
В 2022 году после начала Россией специальной военной операции на Украине Евросоюз ввел запрет на импорт российского угля. Добывающим компаниям пришлось переориентировать экспорт на страны Азии — Китай, Южную Корею, Индию, Объединенные Арабские Эмираты и другие. Поставки в восточные порты сталкиваются с недостаточной пропускной способностью железных дорог, а путь до европейских портов от регионов добычи длинен, и они далеки от рынков сбыта. Перемены привели к росту логистических затрат, кроме того, многим угольщикам из-за санкций приходится продавать продукцию с дисконтом, говорит собеседник РБК на логистическом рынке. Это привело к кризису отрасли и убыткам — по итогам 2024 года отрасль ушла в минус на 112,6 млрд руб., говорил в июле замглавы Минэнерго Дмитрий Исламов. По данным Росстата, за полугодие 2025 года сальдированный убыток угольной отрасли составил 185,2 млрд руб. против 7,1 млрд руб. годом ранее.
В конце мая правительство утвердило меры поддержки угольной отрасли — принято решение оказывать адресную поддержку наиболее пострадавшим предприятиям через субсидирование логистических затрат и общую — через отсрочку налоговых выплат. Часть сибирских угольщиков получили скидку к тарифу РЖД в размере 12,8% при перевозках в направлении портов Северо-Запада и Черного моря. В начале лета одной из компаний, получивших адресную поддержку, стал «СДС-Уголь». В июле Минфин объявил о предоставлении такой поддержки уже «Силе Сибири», которая, по данным «Ъ», сейчас загружает Лавну.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров предполагает, что сделка по доле в Лавне могла быть безденежной. «Речь идет о передаче доли, обремененной кредитами: выкупленная ЦРПИ доля находится в залоге у Газпромбанка», — напоминает эксперт.
Источник РБК на логистическом рынке называет наращивание доли ЦРПИ логичным, так как считает вероятным прекращение перевалки угля в конкурирующем с Лавной Мурманском морском торговом порту в течение пяти лет. В августе 2024 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис на встрече с Владимиром Путиным просил его поддержки в поэтапном переносе перевалки угля за пределы города — в Лавну. Другой собеседник РБК на транспортном рынке отмечает, что выкупать долю в Лавне логичнее при низкой загрузке, так как в дальнейшем ее цена будет расти вместе с объемами перевалки в порту.
Третий источник РБК на логистическом рынке говорит, что на базе ЦРПИ создается крупный логистический холдинг. Другой источник утверждает, что холдинг на базе ЦРПИ создается уже несколько лет — в него будут входить железнодорожный подвижной состав, который постоянно растет, и портовые мощности в разных частях страны. По данным СПАРК, ЦРПИ владеет 100% железнодорожного контейнерного оператора АО «Специальные контейнерные линии» (СКЛ) — в 2024 году центр выкупил 50% СКЛ у «Иртыш Капитала» бизнесменов Абрамова и Фролова. Также ЦРПИ полностью принадлежит ООО «Комплексные транспортно-логистические решения» (КТЛР), предоставляющее клиентам различные виды подвижного состава. До июня 2025 года ЦРПИ контролировал чуть менее 25% угольного «Морского порта «Суходол» в Приморском крае, сейчас бенефициары Суходола не раскрываются.
В начале года губернатор Мурманской области Андрей Чибис писал бывшему министру транспорта Роману Старовойту о проблемах с загрузкой порта из-за частично недостроенной железнодорожной инфраструктуры (от станции Выходной до станции Лавна) на подходах к терминалу. Средства на достройку в размере 11 млрд руб. были заложены в бюджет только на 2027 год, в мероприятия федерального проекта «Развитие опорной сети железных дорог». Это вело к угрозе недостаточной загрузки Лавны, недополучению ею выручки и нарушению финансовых обязательств оператора («МТП Лавна») перед ВЭБ.РФ, Газпромбанком и ГТЛК, предоставившими финансирование. «Расчет убытков при данном сценарии оценивается в 90 млрд руб.», — сетовал в письме Чибис.
В Минтрансе тогда говорили, что вели подготовку предложений по «опережающему финансированию объекта», то есть переносу средств, необходимых для «ускорения реализации объекта», с 2027-го на 2025 год.
Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов считает, что запуск порта Лавна в условиях тотальной недозагрузки портовой инфраструктуры на Северо-Западе в ближайшие годы экономически сомнителен. «Теоретически у угля, перегружаемого через Лавну, те же страны-маршруты, что и у угля, отгружаемого через Усть-Лугу и Мурманск, — Турция, Индия и в Китай. Но экспорт угля из северо-западных портов сегодня нерентабелен при текущих ценах на уголь и затратах на его логистику до портов. При текущем нетбэке (рыночная цена, очищенная от логистических затрат. — РБК) при экспортных поставках кузбасского энергетического угля NAR 6000 ккал/кг в 1300 руб./т и при средней себестоимости на уровне 3500 руб./т такие отгрузки становятся резко отрицательными», — утверждает он.
Котов подчеркивает, что резкого отскока цен в ближайшие годы не ожидается. Эксперт не видит преимуществ у Лавны перед другими портами региона. По оценкам NEFT Research, по итогам 2024 года угольный терминал Усть-Луги был загружен на 66%, Мурманска — на 58%, порты Северо-Запада в целом — на 50%.
Бурмистров, в свою очередь, считает, что, несмотря на сложную текущую конъюнктуру угольного рынка, у порта Лавна, как у стратегического государственного проекта, есть потенциал для развития: «Логика ЦРПИ понятна. Тогда как для угольщиков в текущей конъюнктуре такое дополнительное финансовое бремя может быть неподъемным».
На данный момент управляющей компании порта необходимо добиться максимально высокого уровня загрузки за счет лояльных ставок перевалки, чтобы при позитивной конъюнктуре рынка наращивать доходы уже за счет их повышения, считает Бурмистров.
Читайте РБК в Telegram.
Публикация на тему «СДС-Уголь» вышел из капитала угольного порта Лавна под Мурманском собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!