«Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях

«Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях

«ТВЭЛ», входящий в «Росатом, разрабатывает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей. Компания намерена локализовать их производство в России. Для эффективной работы технологии батареи придется унифицировать

«ТВЭЛ» (топливный дивизион госкорпорации «Росатом») разрабатывает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей по технологии Battery Swap. В перспективе оборудование планируется производить в России, сообщил РБК директор бизнес-направления «Электромобильность» компании Александр Бухвалов.

Технология Battery Swap предусматривает, что станции обеспечивают не зарядку, а именно физическую замену блока аккумуляторов, что сокращает время обслуживания до 2-4 минут. По словам Бухвалова, это актуально для коммерческого транспорта, где для того, чтобы экономика владения сложилась, важна «каждая минута». В компании уточнили, что разрабатывают автоматизированные станции, которые позволят менять батареи без участия водителя.

Базовая модель использования электромобиля в концепции Battery Swap не предполагает владения батареей — по версии «ТВЭЛ», это может снизить барьер входа на рынок, так как само авто станет дешевле.

Бухвалов уточнил, что оператор станций замены батарей сможет отслеживать техническое состояние каждого аккумулятора: где он использовался, в каких режимах эксплуатировался, сколько раз заряжался и разряжался.

Разработчик электромобиля «Атом» сравнил его с гаджетом Бизнес

Отдельно он подчеркнул, что расчет общей стоимости владения (TCO) в ряде случаев может складываться в пользу электромобилей против авто с двигателем внутреннего сгорания. При этом одним из барьеров для массового перехода на электротягу по-прежнему остается время зарядки — сегодня это в среднем 30-40 минут. Концепция Battery Swap, по словам Бухвалова, нацелена на решение этой проблемы и может быть актуальна для корпоративного транспорта с высокой интенсивностью использования. Собеседник РБК убежден, что если бизнес сочтет владение электромобилем выгодным, то со временем «активно подтянется» и массовый потребитель.

Всего по состоянию на 2024 год в России было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. Сегодня развитие рынка сдерживают высокая начальная стоимость, быстрый износ аккумуляторов и ограниченный запас хода, особенно при интенсивной эксплуатации. Несмотря на потенциальную экономию на топливе и обслуживании, электромобили остаются выгодными лишь при наличии развитой инфраструктуры и доступа к субсидиям, отмечали эксперты НИУ ВШЭ. Лидером в этой части остается Москва, где реализуется сразу несколько механизмов: субсидии при покупке, бюджетное софинансирование зарядной инфраструктуры, освобождение от транспортного налога, бесплатная зарядка, парковки.

По данным за 2024 год, в столице зарегистрировано 6716 электромобилей и действует 466 общественных ЭЗС. В Санкт-Петербурге — 3157 электромобилей и 198 зарядных станций, однако плотная застройка и планировочная структура мешают развитию зарядной сети. В Нижнем Новгороде электромобилей меньше (1022 штуки), но на одну зарядную станцию (91 в городе) приходится минимальное количество машин, что делает его лидером по обеспеченности инфраструктурой на единицу транспорта.

Технологию планируется внедрять параллельно с расширением производственной базы по выпуску аккумуляторов. В настоящее время «Росатом» строит две «гигафабрики» — в Калининградской области и Новой Москве, рассчитанные на выпуск до 100 тыс. аккумуляторных блоков в год (по 50 тыс. батарей в год каждая). В мае сообщалось, что фабрика в Немане (Калининградская область) готова на 80%, запустить ее планируют уже в этом году, на полную мощность завод намерен выйти в 2027 году. Выход на проектную мощность новомосковской фабрики запланирован на 2026 год. В 2023-м году сообщалось также о планах поставить 150 тыс. тяговых батарей «Москвичу» и более 5 тыс.?— «Мосгортрансу» до конца 2030 года. В Дзержинске компания строит предприятие по утилизации литий-ионных батарей мощностью до 20 тыс. тонн в год.

По словам Бухвалова, компания также ведет разработку новых типов аккумуляторов с повышенной емкостью — они должны увеличить пробег электромобиля до 700 км на одной зарядке. Первые образцы таких аккумуляторов компания рассчитывает получить уже в 2026 году.

Потенциал технологии Battery Swap на российском рынке есть, но он будет во многом зависеть от стандартизации компонентов, считает Станислав Зингиревич, руководитель практики Kept по работе с компаниями автомобильной промышленности. Сейчас, по его словам, на рынке используется множество типов аккумуляторов, что затрудняет унификацию замены. Кроме того, для успешного масштабирования необходимо, чтобы процесс замены был технически простым и не требовал специальных навыков. Также Зингиревич указал на риски «кустарного вмешательства»: при сложной конструкции пользователи могут пытаться снимать и менять батареи самостоятельно, что чревато повреждениями.

Эксперт отметил, что достижение единого стандарта требует значительных усилий. «Достаточно вспомнить, сколько времени потребовалось производителям электроники для перехода на USB и Type-C разъемы. Если история повторится, придется создать своеобразный «супермаркет» зарядных станций, предлагающих наиболее распространенные типы легко заменяемых батарей», — продолжает Зингиревич.

В долгосрочной перспективе, добавил он, технологии быстрой зарядки — например, восполнение заряда до 80% за 10–15 минут — могут составить конкуренцию решениям типа Battery Swap. Поэтому, по его мнению, такие станции будут востребованы в узком сегменте рынка.

В то же время подход «ТВЭЛ» эксперт называет экологичным и рациональным — он позволяет продлить срок службы отработавших свое автомобильных аккумуляторов путем повторного использования в качестве элементов накопления энергии, что позволит существенно снизить углеродный след промышленности.

Читайте РБК в Telegram.

Представляем Вашему вниманию статью на тему «Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях. У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.

Публикация на тему «Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!