Законопроект правительства РФ о прослеживаемости товаров следует вносить в Госдуму отдельным законом, а не внесением поправок в НК



Правительственный законопроект о создании в РФ с 1 января 2021 г. обязательной национальной системы прослеживаемости товаров (НСП) целесообразнее вносить в Госдуму отдельным законом, а не путем внесения поправок в Налоговый кодекс (НК), следует из заключения бюджетного комитета Госдумы.

Комитет также представил ряд замечаний к создаваемой системе в части полномочий ФНС и таможни, проведения камеральных проверок.

Законопроект о прослеживаемости товаров был внесен в Госдуму в конце июля. В НК РФ вводится определение НСП: это информационная система, в которой аккумулируется сбор, учет и хранение сведений о товарах, которые подлежат прослеживаемости. Перечень таких товаров определит правительство, товары будут идентифицироваться по кодам (ОКПД-2 и ТНВЭД). В систему товары должны будут попадать - по общему правилу - с момента выпуска на территорию РФ для внутреннего потребления.

Согласно законопроекту в систему также включаются товары, ввезённые с территории государств - членов ЕАЭС, за исключением товаров в рамках таможенного транзита. Товары - также по общему правилу - выпадают из системы при их продаже физическим лицам, при их экспорте, а также при передаче в производство, захоронении, утилизации, безвозвратной утрате, конфискации и вывозе в страны ЕАЭС.

В рамках выполнения данного закона ФНС сможет проводить камеральную налоговую поверку с истребованием у налогоплательщика счета-фактуры, первичных и иных документов.

Дополняются виды налоговых нарушений. Так, с 1 января 2022 г. за непредставление или несвоевременное представление в ФНС отчета об операциях с товарами в рамках НСП, при отсутствии признаков налоговых нарушений предполагается штраф в размере 1 тыс. рублей за каждый непредставленный или несвоевременно представленный документ. Непредставление счета-фактуры или документа об отгрузке товаров влечет штраф в размере 200 рублей за документ. К 1 июля 2022 г. завершится система формирования НСП, тогда же вступят в силу все предусмотренные новым законодательством штрафы.

В ходе сегодняшнего заседания думского комитета по бюджету замминистра финансов Алексей Сазанов уточнил, что данная система прослеживаемости товаров увеличит собираемость НДС и импортных пошлин, так как будет видно, как формируется вся цепочка создания добавленной стоимости по импортированным товарам.

Глава бюджетного комитета Андрей Макаров рекомендовал правительству рассмотреть вопрос о подготовке отдельного законопроекта о создании национальной системы прослеживаемости товаров вместо внесения поправок в Налоговый кодекс.

"У нас очень большое заключение (комитета на законопроект), но главным остается вопрос о том, что большая часть этого законопроекта не имеет никакого отношения к предмету Налогового кодекса, а вносим поправки в НК. Вот, по нашему мнению, когда мы это (заключение комитета) писали, это должно быть либо самостоятельным законом - если это законодательное регулирование, то это самостоятельное законодательное регулирование - либо вообще это может быть нормативный акт правительства. Да, там есть нормы, которые должны быть в Налоговом кодексе, но вот большая часть этого законопроекта, нам кажется, к Налоговому кодексу отношения не имеет", - сказал он, спросив, готово ли правительство ко второму чтению поддержать такую позицию. "Мы доложим председателю и будем принимать решение.

"Мое мнение, что это предмет Налогового кодекса, поскольку это будет контролироваться в рамках камеральных налоговых проверок", - ответил Сазанов.

"Председателю, если вы хотите что-то доложить, доложите позицию комитета, что через месяц комитет будет настаивать на той позиции, которая изложена в заключении комитета", - сказал Макаров.

В заключении думского комитета говорится, что детального обсуждения требуют вопросы целесообразности дополнения НК РФ нормой о возможности использования сведений, содержащихся в НСП при проведении камеральных налоговых проверок. По мнению комитета, Налоговый кодекс уже содержит общую норму о проведении данных проверок на основе документов, представленных налогоплательщиками. В итоге могут возникнуть необоснованные дополнительные административные издержки налогоплательщиков.

Комитет Госдумы рекомендует дополнительно обсудить перечень обязанностей ФНС, которая признается оператором национальной системы прослеживаемости товаров, и ФТС России. Также комитет просит конкретизировать объемы и сроки исполнения обязанности операторов электронного документооборота по ежедневному представлению в ФНС счетов-фактур и документов об отгрузке товаров, мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные законопроектом.

Несмотря на ряд замечаний, законопроект рекомендован бюджетным комитетом к принятию в первом чтении, его планируется рассмотреть на пленарном заседании Госдумы 15 сентября, после чего планируется дать 30 дней на представление поправок к нему.