Оптимизация закона о госзакупках не будет способствовать развитию конкуренции, требуется пересмотр поправок

Оптимизация закона о госзакупках не будет способствовать развитию конкуренции, требуется пересмотр поправок
Новые требования оптимизационного пакета поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) в сложившейся ситуации не будут способствовать развитию конкуренции в сфере госзакупок, требуется их пересмотр с учетом мнения делового сообщества и в первую очередь - поставщиков, заявили "Интерфаксу" участники рынка госзакупок.

По словам экспертов, они (поправки) не учитывают фактор роста цен. "Поправки в действительности упрощают закупки, наращивают объем цифровых услуг, учитывают ряд процедурных нюансов прошлых лет, но не прорабатывают вопрос конкуренции в закупках", - считают они.

Подтверждением снижения уровня конкуренции в госзакупках, по мнению экспертов, может служить рост доли несостоявшихся закупок.

Так, по данным электронной торговой площадки "РТС-тендер", в последние несколько лет в общем объеме закупок доля конкурентных закупочных процедур постоянно снижается. Если в 2018 году на них (закупки продукции обрабатывающих производств с поданными заявками) приходился 91%, то в 2019 и 2020 годах - 84% и 85% соответственно, а в первой половине текущего года - только 70%. В то же время доля несостоявшихся конкурентных закупок растет - с 9% в 2018 году до 16% и 15% в 2019 и 2020 годах, и до 30%м в первой половине текущего года.

По оценке участников рынка, основное экономическое явление, лежащее в основе несостоявшихся закупок - это рост цен. В сфере госзакупок ситуация усугубляется тем, что большинство закупочных процедур (91% в 2020 году) проводится в формате электронного аукциона. Последний - закупка по наиболее низкой цене, которая не может превышать указанную цену заказчика. При этом заказчик рассчитывает цену на основе рыночного предложения сейчас на будущие периоды. То есть, поставщики, которые раньше могли работать с минимальной маржинальностью, сейчас просто рискуют работать себе в ущерб. В настоящее время такая ситуация складывается с долгосрочными контрактами, прежде всего, в строительной сфере, где из-за роста цен на строительные материалы цена контракта зачастую становится не актуальной, а исполнитель обязан исполнять контракт себе в убыток.

В результате, по словам экспертов, сейчас рынок госзакупок формируют не заказчики, как раньше (есть заказчик, есть закупка, поставщики подтянутся), а поставщики, которые аккуратно выбирают интересные им закупки и избегают любых ценовых рисков. "Имеет место системный дисбаланс спроса и предложения, когда продавцы не готовы продавать по тем ценам, которые платит заказчик", - считают участники рынка.

Также "под ударом" оказался и формат закупок с полки или электронный магазин (в рамках 44-ФЗ). Он предусматривает электронное размещение закупки у едпоставщика до 3 млн рублей (пороговое ценовое значение для бумажной закупки - 600 тыс. рублей). По словам участников рынка, сейчас поставщики не идут на такие закупки, поскольку размещение ими прайс-листа на площадке автоматически означает предварительное предложение - по сути, ту уже заявку, которая действует в течение месяца с даты размещения. В условиях быстро изменяющихся цен поставщики не хотят брать на себя какие-либо обязательства заранее

Как сообщалось, в текущем году значительно выросли цены на стройматериалы. Так, по данным Росстата, в июне текущего года цены на стройматериалы увеличились по сравнению с уровнем начала года на 19,63%, а по сравнению с июнем 2020 года - на 23,9%. В результате в августе было подписано правительственное постановление о дополнительной поддержке строительной отрасли в условиях существенного роста цен на стройматериалы. Речь идет о механизме, который позволит компенсировать дополнительные расходы застройщиков, связанные с существенным удорожанием стройматериалов.

Это постановление позволяет по согласованию сторон увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на 30%.

"Принятое решение позволит без сбоев продолжить строительство важных социальных и инфраструктурных объектов", - говорили тогда в правительстве.

Замглавы Минстроя РФ Александр Ломакин отмечал, что объем средств, который планируется в качестве компенсаций строителям по госзаказу, может составить около 100 млрд рублей.

Оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле текущего года. Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.

"Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Его суть - упрощение, унификация и ускорение закупок".

Также Лавров отмечал, что реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.

К основным нововведениям оптимизационного пакета поправок регулятор относит сокращение числа способов закупок - до 3 с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов - до 18 дней.

Реализация этих и других норм позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.

Новые оптимизационные положения 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно - с 1 января 2022 года по 1 июля 2023 года, по мере реализации в ЕИС функционала, необходимого для выполнения закупочных процессов, предусмотренных новыми нормами.
Представляем Вашему вниманию статью на тему Оптимизация закона о госзакупках не будет способствовать развитию конкуренции, требуется пересмотр поправок. У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.

Публикация на тему Оптимизация закона о госзакупках не будет способствовать развитию конкуренции, требуется пересмотр поправок собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!