Сжиженный газ улетучивается из розницы РФ, проигрывая конкуренцию бензину

Сжиженный газ улетучивается из розницы РФ, проигрывая конкуренцию бензину
Дамир Хальметов МОСКВА (Рейтер) - Рекордное подорожание сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России ставит под удар его использование в качестве моторного топлива из-за конкуренции с бензином, цены на который сдерживаются властями, считают опрошенные Рейтер трейдеры и аналитики. Государство администрирует цены на социально значимый бензин и активно поддерживает использование автомобилями природного газа - метана, тогда как рынок СУГ в качестве автотоплива, где в основном реализуется пропан-бутан, остался наедине с ростом цен из-за дефицита предложения, и может надолго распрощаться с прежним ежегодным приростом на 3-5%, говорят источники в отрасли. Количество автозаправок СУГ исчисляется тысячами против сотен метановых, пропан-бутан экологичнее бензина, и сжиженный газ часто заменяет природный там, где нет распределительной сети, однако рост цен снижает эффективность использования СУГ в топливном секторе, которое к тому же затрудняется бюрократическими процедурами. "Цены в рознице резко выросли - скоро перестанут заправляться газом... Если цены на бензин не вырастут, то перспективы (для СУГ) не радужные", - считает трейдер на Урале. Резкое подорожание газового топлива в опте (более чем на 40% с начала года), заставило владельцев автогазозаправочных станций (АГЗС) увеличить цены на 13%, по данным Refinitiv Kortes. При этом стоимость бензина в рознице сдерживается темпами инфляции, прогнозируемой в этом году на уровне около 4%. Мониторинг Refinitiv Kortes показал, что средняя розничная цена пропан-бутана в России с начала года по 9 апреля составила 28,05 рублей за литр (+13,0%), бензина Аи-92 - 45,15 рублей за литр (+3,5%). Соотношение розничной цены СУГ к бензину Аи-92 в среднем по РФ находится на уровне 62,1% - максимуме за пять лет, а привлекательным для перевода автомобилей на использование пропан-бутана традиционно считается соотношение не более 50%. "70% - это крайняя граница для перевода машин на автогаз", - считает источник в одной из сетей АГЗС. По оценке агентства Russian Automotive Market Research (RAMR), доля транспорта на СУГ в РФ к 1 января 2025 года увеличится лишь до 2,3% от общего автопарка с 2,2% на начало 2021-года - до 1,346 миллиона с 1,211 миллиона единиц. Доля легковых автомобилей на СУГ от общего количества транспорта на пропан-бутане возрастет до 79,8% с 79,4%, автобусов - до 4,7% с 4,5%, грузового транспорта - уменьшится до 15,5% с 16%, прогнозирует RAMR. "Фактор цены самый сильный: традиционно при превышении 50% спрос (на СУГ) снижался... Текущая структура рынка не даёт надежд на существенное снижение оптовых цен", - считает управляющий партнер крупного поставщика СУГ и нефтепродуктов компании Петролеум Трейдинг Максим Дьяченко. Разбег прироста розничных цен на СУГ в крупных регионах-потребителях с начала года составил от 10% до 30%, или от 2,5 рублей за литр до 7,0 рублей за литр (подробнее на графике): БЮРОКРАТИЯ ДЕМОТИВИРУЕТ Для использования СУГ в автомобильном двигателе требуется специальное газобаллонное оборудование (ГБО), установка которого стала менее выгодной из-за роста цен на газ, а процедура регистрации усложнилась. "Наблюдаемый опережающий рост цен на пропан-бутан (по сравнению с бензином) снизил эффективность его использования, но при этом она осталась в положительной зоне. Так, автомобилист на пропан-бутане при нынешних ценах экономит около 100-150 рублей на 100 километров в зависимости от класса автомобиля", - считает руководитель направления "Экономика отраслей ТЭК" Центра стратегических разработок Александр Амирагян. Согласно расчетам Рейтер, год назад, когда соотношение розничных цен СУГ/Аи-92 было около 51%, средний срок окупаемости ГБО стоимостью 30.000 рублей при годовом пробеге автомобиля в 25.000 километров составлял около 8-9 месяцев. В настоящее время срок окупаемости увеличился до 12-13 месяцев. Расчет сделан исходя из расхода 10 литров бензина и 12 литров СУГ на 100 километров. Представитель крупного дистрибьютора ГБО в РФ - компании Резол-Альтернативное топливо Андрей Поповский отметил, что пока переводить автомобили на ГБО еще выгодно, но "не так, как хотелось бы для полноценного роста рынка СУГ". "Наше видение развития ситуации - это постепенное падение рынка (ГБО), ввиду этого и реализации СУГ в транспортном секторе. Чтобы избежать этого необходимы стимулирующие программы со стороны государства и прозрачность законодательства в вопросе регистрации ГБО", - добавил Поповский. По его данным, в 2020 году количество установок ГБО на пропан-бутане упало на 25% к 2019 году, в первом квартале 2021 года - на 30% к январю-марту прошлого года. "Невозможно зарегистрировать переоборудование из-за новых, не отработанных законодательных проектов. Надеемся, что в скором времени ситуация начнет оттаивать", - сказал Поповский. Согласно ГОСТУ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные", автомобиль, в который были внесены изменения в конструкции, необходимо предоставить в испытательную лабораторию. Но количество таких лабораторий в РФ значительно меньше, чем субъектов федерации, поэтому обязательное вступление данного ГОСТа и связанного с ним Техрегламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" перенесено на 1 июля 2021 года. МЕТАН ПОБОРЕТСЯ С ПРОПАНОМ В отличие от пропан-бутана, рынок компримированного газа метана (КПГ), используемого как моторное топливо, хоть и остается небольшим, но показал годовой прирост на 20% за счет миллиардных субсидий от государства. "Метан в фаворе у государства. Количество машин на метане растет, чувствуется господдержка. Но существенного прироста числа метановых заправок у нас пока не видно", - отметил один из трейдеров. По мнению Дьяченко, при нынешних темпах роста количество метановых АЗС должно достигнуть около 2.000 единиц в городах-миллионниках в ближайшие несколько лет, что не может не отразиться на рынке пропан-бутана. "Минэнерго последовательно в своей цели заменить СУГи метаном, но для полноценного конкурирования метану нужны не только АЗС, но и остальная инфраструктура по установке и сервису, нужен маркетинг и экономическая выгода", - добавил он.

FACTBOX - Статистические показатели рынка СУГ РФ в 2020 году доступны по ссылке -. (редактор Людмила Зараменских)
Представляем Вашему вниманию статью на тему Сжиженный газ улетучивается из розницы РФ, проигрывая конкуренцию бензину. У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.

Публикация на тему Сжиженный газ улетучивается из розницы РФ, проигрывая конкуренцию бензину собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!