COVID атакует российские АЗС, отнимая у них клиентов и персонал




МОСКВА (Рейтер) - Российские сети (MCX:RSTI) АЗС осенью столкнулись с падением реализации топлива и дефицитом персонала из-за второй волны COVID-19, но поддержку бизнесу оказывает укрепившаяся на фоне снижения оптовых цен маржа, говорят опрошенные Рейтер участники рынка.

Ситуация для розничных продаж топлива вновь ухудшилась с ускорением темпов заболеваемости коронавирусом, которые кратно превысили весенние показатели. Многие люди работают удаленно, что негативно отразилось на автомобильном трафике и, соответственно, на бизнесе автозаправщиков. Упали и доходы населения.

Россия занимает четвертое место в мире по числу заболевших коронавирусом при ежедневном приросте заболевших с начала ноября более 20.000 человек.

Сейчас независимые сети заправок опасаются возможного ужесточения карантинных мер и уповают на рост трафика в предновогодние недели, а также активизацию внутреннего туризма в период январских каникул.

Во время первых карантинных ограничений, с конца апреля по середину мая, сокращение розничных продаж в регионах РФ доходило до 70%. Однако постепенно реализация восстановилась, и к концу лета операторы даже увидели её увеличение к уровню прошлого года.

Россия, один из крупнейших в мире нефтедобытчиков, производит в год около 40 миллионов тонн бензина и 78 миллионов тонн дизтоплива, из которых соответственно 88% и 49% потребляется на внутреннем рынке.

Согласно данным Российского топливного союза (РТС), в стране работают порядка 24.000 АЗС, из которых на долю независимых компаний приходится около 60%. Через частные заправки реализуется около 30% топлива, а остальной объем продают станции вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК).

ПРОДАЖИ ВНОВЬ БУКСУЮТ

По оценке представителя частной компании Нефтьмагистраль, владеющей 98 заправками в Москве и Московской области, падение реализации моторного топлива по Московской области составило 15-17% к осени прошлого года, в Москве - 3-5%.

"В прошлом году в ноябре мы суммарно по сети продали столько же нефтепродуктов, сколько и в октябре. В этом году в ноябре - минус 9% от октября, а в декабре - порядка 7-8% ожидаем минимальное падение к предыдущему месяцу. Обычно в декабре (из-за новогодних праздников) продажи шли лучше ноябрьских", - сказал Рейтер коммерческий директор Нефтьмагистрали Сергей Соловьев.

В удаленных от столицы регионах владельцы независимых АЗС говорят о более значительном сокращении продаж топлива.

"В садики, в школы детей не возят, студенты, многие компании - на удаленке . В городе спрос упал, на трассе тоже, транзита мало - реализация уже почти как весной. Хуже, чем в прошлом ноябре. Уже минус 40% по некоторым заправкам", - сообщил руководитель сети в Иркутске и Иркутской области.

Во Владимирской области управляющий сети АЗС обращает внимание на отсутствие характерного для предыдущих лет предновогоднего ажиотажа.

"Активность предновогодняя раньше начиналась уже со второй половины ноября, а теперь этого нет. Не только потому, что ограничения, а просто у людей доходы упали", - сказал он.

КАДРОВЫЙ ГОЛОД

Помимо спада реализации еще одной проблемой для бизнеса стал недостаток персонала: действующие сотрудники выбывают из-за заболевания коронавирусом, а привлечь дополнительных из стран ближнего зарубежья сложно - границы по-прежнему закрыты.

"Много сотрудников болеет. В офисе из пяти руководителей сейчас я один. Штат на АЗС и без того был урезан, должности совмещали, поэтому один выбывает - и всё по цепочке, заменить некем. Пытаемся как-то перебрасывать между точками. В нашей компании уже трое сотрудников, заболевших коронавирусом, скончались", - рассказал представитель сети АЗС в Иркутской области.

У Нефтьмагистрали схожие проблемы.

"В связи с ограничениями по перемещению между странами многие заправщики, уборщицы уехали. Физически людей просто нет", - говорит Соловьев.

Он добавил, что карантин ударил по сопутствующему бизнесу компании - кафе, магазинам и ресторанам на заправочных комплексах. До настоящего времени прибыль от сопутствующих сервисов Нефтьмагистрали составляла порядка 40% от общего дохода.

"Часть АЗС расположена рядом с колледжами, университетами, офисными центрами, и люди приходили в наши рестораны. Сейчас по сопутствующим товарам идет падение".

СПАСИТЕЛЬНАЯ МАРЖА

В условиях спада продаж частные сети АЗС утешаются их подросшей рентабельностью: если летом высокие оптовые цены "съедали" маржу заправок, обрушив ее до минимума за последние 1,5 года, то сейчас ситуация улучшилась.

Частники в наибольшей степени зависимы от колебаний маржи, так как ВИНКи могут компенсировать низкую прибыльность розницы за счёт экспорта.

Говоря о доходности розницы, трейдер из Иркутска указал на снижение маржи по дизтопливу в связи с переходом на дорогие зимние сорта. По его словам, продажи бензина обеспечивают неплохую маржу, однако эффект нивелируется падением реализации.

"По дизелю маржи не стало как перешли в ноябре на дорогой зимний. По бензину плюс небольшой - примерно 2,5 (рубля) сверх издержек, но реализации-то нет", - сетует он.

"Маржа сейчас позволяет идти немного в плюсе, чуть выше затрат, но не такая, как обычно в зимние месяцы. Она не позволяет говорить о каком-то развитии и модернизации в перспективе", - отметил трейдер из Владимира.

Вместе с тем розничные операторы указывают, что текущая маржинальность пока недостаточна для зимних месяцев, позволяющих накопить запас на предстоящий традиционно "голодный" летний период, когда нефтяные компании на фоне сезонного спроса поднимают оптовые цены при неизменной рознице.

По оценке Рейтер, текущая маржа АЗС в Сибири при продаже самого ходового бензина марки А-92 составляет около 7 рублей, во Владимирской области и Московском регионе – около 7-8 рублей на литре. При этом падение оптовых цен в последние недели добавит в маржинальность АЗС по А-92 до 1,5 рублей.

Бензин Аи-95 приносит заправкам больше прибыли, но это топливо пользуется повышенной популярностью в крупных городах - более половины от общей реализации, а в провинции - лишь около трети и меньше.

На бензине Аи-95 при текущих оптовых ценах АЗС имеют прибыль около 10-12 рублей на литре.

Для покрытия всех издержек заправкам в части реализации топлива требуется маржинальность минимум 5-6 рублей.

(Максим Назаров, Людмила Зараменских, редактор Александр Ершов)

Представляем Вашему вниманию статью на тему COVID атакует российские АЗС, отнимая у них клиентов и персонал. У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.

Публикация на тему COVID атакует российские АЗС, отнимая у них клиентов и персонал собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!