Госдума приняла в первом чтении законопроект о правительстве во исполнение обновленной Конституции



Госдума приняла в первом чтении внесенный президентом РФ законопроект "О правительстве РФ" во исполнение обновленной Конституции. Официальный представитель президента при рассмотрении этого законопроекта палатами Федерального Собрания, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что проект федерального конституционного закона № 1024645-7 "О правительстве РФ" - это не поправки в действующий федеральный конституционный закон о правительстве, принятый в 1997 году, а новый закон о правительстве. Так, законопроектом определяется статус правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности.

В частности, проект закона устанавливает новый порядок назначения на должность членов правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов кабмина; порядок прекращения его полномочий, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия правительству.

Кроме того, в развитие положений Конституции законопроектом закрепляются новые полномочия правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Президент в соответствии с Конституцией осуществляет общее руководство правительством.

Председатель кабмина возглавляет правительство, определяет основные направления его деятельности и организует его работу. Он несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на кабмин полномочий.

Согласно проекту закона, президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к "силовому блоку" в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет правительство.

Законопроект закрепляет прописанную в обновленной Конституции процедуру формирования правительства - председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров "силового блока") назначаются президентом после их утверждения Государственной Думой.

Кандидатура председателя правительства выдвигается президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров - председателем правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого.

Утверждение премьера

Представление по кандидатуре председателя правительства вносится в Государственную Думу главой государства: не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного президента или после отставки правительства.

Представление по кандидатуре премьера вносится в течение одной недели со дня отставки председателя правительства, его освобождения от должности президентом или отклонения кандидатуры Думой.

Законопроект предусматривает, что кандидатуры заместителей главы правительства и федеральных министров (кроме "силового блока") представляются на утверждение Думе в случае формирования нового состава кабмина - не позднее 2-недельного срока со дня назначения премьера.

В случае замещения вакантной должности - не позднее недельного срока со дня назначения премьера, если должность стала вакантной до его назначения; либо со дня появления соответствующей вакансии.

После внесения кандидатур Дума должна их рассмотреть в течение недели и утвердить либо отклонить. В случае отклонения, в парламент могут быть внесены представления повторно по тем же или по новым кандидатурам на указанные должности.

В случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьера, президент назначает его без утверждения парламентом, в этом случае глава государства вправе (не обязан) распустить Госдуму и назначить новые выборы.

В случае трехкратного отклонения Думой кандидатур заместителей премьера или федеральных министров - президент вправе назначить их из числа представленных ему премьер-министром кандидатур без утверждения парламентом.

Если после трехкратного отклонения кандидатур вице-премьеров и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров "силового блока"), то президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, "назначение членов правительства через обсуждение в Госдуме повысит ответственность министров перед гражданами нашей страны; возрастет и ответственность депутатов за принимаемые совместно с правительством решения".

Силовой блок

Министры "силового блока", руководство деятельностью которых осуществляет президент (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность президентом после консультаций с Советом Федерации.

Президент вносит в Совет Федерации представления по кандидатурам указанных федеральных министров, а Совет Федерации не позднее недельного срока информирует в письменной форме президента о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

Отставки

Глава государства может освободить от должности любого из членов правительства, в том числе председателя правительства без роспуска кабмина.

Председатель правительства вправе представлять президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. Члены правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом.

В случае освобождения от должности президентом или отставки члена правительства глава государства может поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.

"В новом механизме учтены "подводные камни" и предусмотрены меры, которые не позволят остановить работу исполнительной власти в случае политического кризиса, если Государственная Дума не будет долгое время утверждать членов кабинета министров", - сказал Крашенинников.

Прекращение полномочий кабинета министров

Согласно проекту закона, правительство слагает полномочия перед вновь избранным президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется главой государства.

Президент вправе принять решение об отставке правительства, в том числе в предусмотренных Конституцией случаях выражения Госдумой недоверия либо отказа в доверии правительству.

В случае выражения недоверия кабмину Госдумой президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением парламента.

При повторном в течение трех месяцев выражении недоверия президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает Госдуму и назначает выборы.

Председатель правительства вправе поставить вопрос о доверии кабмину перед Госдумой, который должен быть рассмотрен парламентом в течение 7 дней.

В случае отказа в доверии президент в течение недели вправе (но не обязан) принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы и назначении выборов. При повторении данной ситуации в течение трех месяцев президент уже обязан принять либо то, либо другое решение.