Аналитики спрогнозировали рост погрузки угля впервые с начала года

Аналитики спрогнозировали рост погрузки угля впервые с начала года

Эксперты заметили предпосылки к улучшению погрузки угля на сети РЖД в сентябре впервые с начала года. Позитивной динамике сопутствуют ослабление рубля и отскок цен на продукцию. Пока тренд будет сохраняться

Аналитики Центра ценовых индексов (ЦЦИ) ожидают роста погрузки угля на сети РЖД в пределах 8–10% по итогам сентября в годовом выражении впервые с начала 2025 года, в течение которого объем перевозок показывал снижение из-за кризиса, вызванного негативными внешними и внутренними факторами. Предпосылками к улучшению ситуации выступают некоторый отскок экспортных цен на продукцию (в августе котировки энергетического угля калорийностью 6000 выросли к июлю на 17,3%, до $81 за тонну, на базе дальневосточных портов, сейчас они на уровне $76), ослабление рубля и удешевление логистики.

«В августе ситуация несколько начала меняться. Связано это с тем, что, во-первых, подешевела логистика. Немножко отскочили цены на уголь и, опять же, ослаб курс рубля к доллару — все это сыграло на руку экспортерам, несколько положение угольщиков это улучшает. Абсолютно уверены, что по итогам сентября в годовом выражении погрузка вырастет впервые с января этого года», — заявил Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ, на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», передает корреспондент РБК.

За восемь месяцев погрузка угля упала на 3,6% год к году, до 213,8 млн т, достигнув в июле десятилетнего минимума. По информации источника РБК на транспортном рынке, из оперативных данных РЖД следует, что за первые две недели сентября показатель составил 12,5 млн т, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них 6,9 млн т пошли на экспорт (+10,3%). В самой компании подтвердили приведенные показатели, не предоставив дополнительных комментариев.

Кризис отрасли

В конце 2024 года власти признали положение угольной отрасли кризисным вследствие падения цен на твердое топливо на мировых рынках и потери части рынков сбыта. Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам разработать антикризисную программу, которая включила в себя как общесекторальные, так и адресные меры поддержки. К ним относятся рассрочки по налогам, страховым взносам и сборам (действуют до 1 декабря с возможностью пролонгации по усмотрению подкомиссии под председательством Антона Силуанова; максимальную отсрочку на три года предоставили «Мечелу»); программы финансового оздоровления при помощи непосредственных бенефициаров, в том числе за счет ограничений выплат дивидендов и зарплат топ-менеджменту, а также оптимизации затрат; реструктуризация долгов компаний, испытывающих серьезную кредитную нагрузку, а также логистические послабления в виде компенсации тарифов РЖД в размере 12,8% и субсидирования дальних перевозок.

Как в недавнем интервью телеканалу «Россия 24» заявил министр энергетики Сергей Цивилев, рассмотрена поддержка 42 угольных предприятий, а всего в «красной зоне» 51 такая компания.

Вслед за ростом погрузки замедлится и спад операторского рынка, также переживающего заметное сокращение доходности, отметил Шагалов. К августу, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), доходная ставка операторов от угольного экспорта обвалилась на 84,4–85,5% год к году, до 450–550 руб. за вагон в сутки (без НДС) в зависимости от вида полувагона — типовой или инновационный (повышенной грузоподъемности), при ставках аренды 930–1450 руб. в сутки по долгосрочным контрактам и 750–1190 руб. — по спотовым. В договорах на сентябрь, указывает замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, закреплены примерно те же расценки.

В Информационном центре операторов (ИЦО) отмечают аналогичные факторы и прогнозируют сохранение позитивного тренда вследствие сезонного увеличения внутренних перевозок. Что касается экспорта, мировые цены вряд ли будут расти, но снижение курса рубля поддержит поставки на внешние рынки. Аналитики ИЦО предполагают, что рост экспортных перевозок по итогам сентября составит 5–7%, а общий — 2–3%. Они не ожидают резкой коррекции ставок на вагоны, но рассчитывают на замедление или прекращение их снижения: роста погрузки недостаточно, чтобы обеспечить загрузку всех полувагонов, в результате чего формируется профицит (по последним оценкам РЖД, сейчас он на уровне 240 тыс. вагонов, полувагонов из них — 27%; по итогам сентября может снизиться до 25%, рассчитали в ЦЦИ). Савчук допускает, что ставки в октябре незначительно вырастут. «В дальнейшем, в октябре, при росте погрузки угля должно сократиться количество отправок с околонулевой доходностью для операторов вагонов, когда ставка предоставления равна стоимости обратного порожнего рейса», — прогнозирует он.

Сейчас операторы транспортируют уголь с нулевой и по ряду направлений отрицательной маржой, стараясь минимизировать расходы на отстой (на путях необщего пользования эта услуга стоила в августе около 600 руб., что вдвое больше расценок РЖД, которые компания планирует повысить в десять раз. — РБК), напоминают в ИЦО. Александр Котов, партнер NEFT Research по консалтингу, в то же время отмечает улучшение доходности при экспорте угля благодаря ослаблению рубля. Например, нетбэк при поставках энергетического угля калорийностью 6000 из Кузбасса вырос за последнюю неделю в восточном направлении на 13,1%, до 2,8 тыс. руб. за тонну, в западном — на 11,5%, до 1,6 тыс. руб., в южном — на 12,3%, до 1,7 тыс. руб. «С учетом средней расчетной себестоимости в Кузбассе по добыче энергетического угля 2,6–2,8 тыс. руб. за тонну экспорт угля становится минимально рентабельным, но только в восточном направлении», — заключает Котов.

Доходность перевозчиков угля рухнула на фоне кризиса у его добытчиков Бизнес

В пресс-службе Первой грузовой компании придерживаются осторожных прогнозов — говорить о долгосрочных положительных тенденциях по восстановлению объемов погрузки угля преждевременно: макроизменений, которые бы существенно повлияли на экономику перевозок угля в лучшую сторону, пока нет.

Читайте РБК в Telegram.

Представляем Вашему вниманию статью на тему Аналитики спрогнозировали рост погрузки угля впервые с начала года. У нас на сайте размещены материалы о новости финансов, новости бирж акций, новости рынка криптовалют, новости и обзор рынка форекс, экономике, энергетике, бизнесе, политики, обзор новейших бизнес идей, разных способах заработка и инвестирования и обо всем, что так или иначе связано с этим. Сайт содержит как обзорную информацию в статьях, так и большое количество аналитической информации. Свежие и актуальные новости экономики позволяют подробнее узнать о тех или иных экономических критериях и показателях, разобраться в деятельности организаций, вопросах функционирования товарных и финансовых рынков.

Публикация на тему Аналитики спрогнозировали рост погрузки угля впервые с начала года собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!