FESCO решила купить национализированный Калининградский порт
finbi 06-июн, 08:30 Бизнес
FESCO ведет переговоры о покупке у Росимущества Калининградского морского торгового порта, два года назад изъятого по иску Генпрокуратуры у прежних собственников. В начале лета логистический оператор выкупил соседний рыбный порт
Группа FESCO (принадлежит госкорпорации «Росатом») в ближайшие месяцы закроет сделку по выкупу у Росимущества АО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП), национализированный два года назад. Об этом РБК рассказали два источника на логистическом рынке, знакомых с деталями сделки. Покупателем выступит компания «М-Порт», дочерняя структура FESCO. Сумма сделки может составить 2,7–2,8 млрд руб., указывает один из собеседников.
В FESCO отказались от комментариев. В «Росатоме» не стали комментировать потенциальную сделку, но отметили, что стратегия развития логистического бизнеса госкорпорации и государственные задачи по развитию Северного морского пути («Росатом» — инфраструктурный оператор этого маршрута) предусматривают дальнейшее расширение портовых и терминальных мощностей. «Калининград имеет для достижения этих целей важное стратегическое значение, а наши текущие компетенции и набор логистических активов наилучшим образом помогут их решить. Кроме того, нам самим очень важно обеспечить логистику в Калининграде в связи с реализацией одного из крупнейших инвестиционных проектов в регионе — строительством гигафабрики по производству литийионных батарей для электротранспорта», — отметили в госкорпорации. «Росатом» строит в Калининградской области, в Немане, на площадке под Балтийской АЭС завод литийионных батарей мощностью 50 тыс. батарей для электромобилей (4 ГВт·ч) в год. Объем инвестиций оценивался не менее чем в 26 млрд руб. Предприятие должно начать работу в 2025 году, а на полную мощность выйдет в 2027-м.
В Росимуществе на запрос РБК на момент публикации не ответили.
«Росатом» в последние годы наращивает портфель логистических активов. В конце 2023-го по указу президента Владимира Путина в уставный капитал госкорпорации было передано 92,4% принадлежавших государству акций логистического гиганта FESCO. По итогам 2024 года выручка FESCO увеличилась на 8%, до 185 млрд руб., чистый долг сократился на 2%, до 24,3 млрд руб., говорится в отчете об операционных и финансовых результатах по итогам года. При этом чистая прибыль группы снизилась по сравнению с 2023 годом на 33%, до 25,4 млрд руб.
Еще один логистический актив «Росатома» — ООО «Международная контейнерная логистика» (МКЛ), совместное предприятие с DP World из Объединенных Арабских Эмиратов. В МКЛ госкорпорация через «Атомэнергопром» и его дочернее ООО «Росатом Логистика» владеет 51%.
В сентябре 2024 года стало известно, что «Росатом» консолидирует все свои активы в логистике, включая проекты с группой «Дело» (совместное предприятие с Сергеем Шишкаревым), DP World и пр., в единый логистический дивизион. Его (а также FESCO напрямую) возглавил Петр Иванов, в прошлом замглавы Федеральной антимонопольной службы.
КМТП до 2023 года контролировался группой физических и юридических лиц, ключевые среди них — депутат Государственной думы от Калининграда Андрей Колесник и бенефициар «Совфрахта» Дмитрий Пурим. В марте 2023-го Арбитражный суд Калининградской области по иску Генпрокуратуры наложил арест на 46,5% акций КМТП, которые контролировали Пурим и шотландская компания Orneto Partners LP (контролировалась сыном Пурима Кириллом). Впоследствии акции были изъяты в пользу государства по решению суда. В июле того же года суд принял решение о национализации еще 51,75% акций КМТП, которые на тот момент принадлежали депутату Колеснику и членам его семьи. Структуры Пурима пытались оспорить это решение вплоть до Верховного суда, но безрезультатно.
КМТП — универсальный морской терминал, обрабатывает контейнеры, черные и цветные металлы, лес, зерно, навалочные грузы. По данным отчетности компании за 2024 год, общий объем грузооборота порта составил 1718,9 тыс. т. Из них экспортных грузов — 311,5 тыс. т, импортных грузов — 89,5 тыс. т, каботажных грузов — 1317,9 тыс. т. Выгружено 2857 вагонов, погружено 29 вагонов, обработано 596 судов. Чистая прибыль составила 122,8 млн руб., выручка — 1,6 млрд руб.
Партнер VERBA LEGAL Дмитрий Мальбин говорит, что вступившее в законную силу решение суда означает окончательность и бесповоротность его выводов. «Без отмены судебного решения об изъятии акций КМТП в собственность государства у бывших бенефициаров терминала нет возможности оспорить право собственности FESCO на приобретенный актив. Решение суда уже было ими обжаловано, но безуспешно, оно осталось неизменным», — пояснил он. Мальбин также добавил, что продажа имущества, перешедшего под контроль государства по решению суда, встречается довольно часто, поэтому продажу КМТП в пользу FESCO нельзя считать экстраординарным случаем.
Денис Мухаметгалиев, старший юрист «Рустам Курмаев и партнеры», говорит, что оспаривание права собственности FESCO в случае выкупа группой КМТП практически исключено. «Для признания сделки недействительной прежним бенефициарам потребуется оспорить законность национализации, инициированной Генеральной прокуратурой. Теоретически в будущем могут возникнуть новые или вновь открывшиеся обстоятельства, возможно неучтенные судом, однако представить подобный случай на фоне волны исков Генпрокуратуры крайне сложно», — констатирует он.
У FESCO уже есть терминалы в регионе. В начале июня группа сообщила о приобретении компании АО «Сити Групп», арендатора терминала Калининградский морской рыбный порт (КМРП), расположенного рядом с КМТП. «Сити Групп» владеет компанией — оператором этого терминала ООО «УК «Портовая инфраструктура», а также арендует недвижимость КМРП до 2070 года. КМРП специализируется на перевалке генеральных, навалочных, наливных и пищевых грузов. Его мощность — 2,2 млн т в год, мощность наливного терминала — 420 тыс. т, общая площадь территории — 34,1 га.
«Вхождение КМРП в состав FESCO — первый шаг для качественного усиления наших логистических и портовых возможностей в Калининградской области. У FESCO богатый и успешный опыт управления крупнейшим универсальным терминалом на Дальнем Востоке — ВМТП. Однако главная наша задача заключается в том, чтобы вместе с госкорпорацией «Росатом», частью которой является FESCO, в целом сфокусироваться на развитии Калининградского транспортного узла и обеспечении логистической доступности самого западного региона России», — приводила пресс-служба FESCO слова ее руководителя Петра Иванова.
Собеседник РБК в логистической отрасли говорит, что КМТП и КМРП схожи по своему функционалу и номенклатуре грузов, поэтому существовал риск, что они стали бы конкурировать между собой через демпинг, что негативно сказалось бы на результатах обеих компаний. «FESCO в предыдущие годы активно «переворачивалась» в терминале Балтийска, самом крупном в регионе. На данный момент неясно, перестанет группа работать с этим портом или распределит грузовые потоки», — отмечает источник.
Совладелец FESCO заявил о премиальности российского рынка Бизнес
Дмитрий Венгерский, адвокат бюро «Астериск», отмечает, что названная источником РБК цена сделки по покупке КМТП у Росимущества (2,7–2,8 млрд руб.) вдвое превышает балансовую стоимость чистых активов порта, что типично для стратегических активов. При этом она соответствует «разумным» значениям мультипликаторов отрасли. То есть актив продается с премией, которая может обосновываться его уникальностью, связанной с геополитическим положением Калининграда, ожидаемым ростом выручки и прибыли, возможностью синергии для FESCO при интеграции терминала в логистическую сеть группы.
Читайте РБК в Telegram.
Публикация на тему FESCO решила купить национализированный Калининградский порт собрала в себе максимум полезной информации, которая представлена удобочитаемым текстом и легка в восприятии. Будьте в курсе новостей финансовых рынков и аналитики. Совместите приятное с полезным, проведите Ваше время с нашим порталом новостей.
Система навигации сайта позволяет на интуитивном уровне ориентироваться среди многочисленных статей. Сайт регулярно обновляется, не пропустите самые важные новости!