Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов



Госдума во вторник приняла в первом чтении ряд законопроектов.

В частности, принят законопроект, который уточняет сферы деятельности, в которых возможно применение патентной системы налогообложения (ПСН), прежде всего поправки касаются сферы розничной торговли и услуг общественного питания, наружной рекламы и автостоянок, также предусмотрено предоставление налогового вычета.

Законопроект (N973160-7) был внесен в Госдуму правительством в июне.

По действующему законодательству, по патентной системе могут работать предприятия розничной торговли в стационарных объектах с площадью торгового зала не более 50 кв. м. Данный порог повышается до 150 кв. м. Аналогичное повышение площади с 50 кв. м до 150 кв. м коснется услуг общественного питания. При этом регионам предоставляется право снижать указанные предельные размеры площади торгового зала и площади зала обслуживания посетителей.

Меняется перечень услуг, которые можно оказывать в рамках ПСН, теперь в список включается мойка автотранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, ремонт нежилых помещений (ранее Верховый суд разъяснял, что ПСН не может применяться в отношении деятельности по ремонту построек, не связанных с проживанием граждан - ИФ). В периметр ПСН включаются услуги по уходу за домашними животными, производство мясных продуктов, растительных масел и жиров. Также патентную систему можно применять при оказании услуг по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках, распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, размещению рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.

"Проектом федерального закона также предоставляется право налогоплательщикам ПСН уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия, начисленные за налоговый период", - говорится в пояснительной записке.

В случае принятия закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН.

Патентную систему налогообложения (ПСН) может применять только индивидуальный предприниматель и только по определенным видам деятельности. ПСН можно совмещать с любой системой налогообложения. Средняя численность работников при ПСН должна составлять не больше 15 человек, а доходы от всей патентной деятельности - не больше 60 млн рублей в год. Патент заменяет НДФЛ и НДС. Налог на имущество за недвижимость, используемую для деятельности на патенте, надо платить только по кадастровой стоимости. ИП на патенте платит страховые взносы за себя, а также НДФЛ и взносы за работников по общим правилам. Получить патент можно на календарный год или на несколько месяцев в течение года.

В первом чтении также принят законопроект, который позволяет в 2020 году муниципалитетам выдавать друг другу "горизонтальные" бюджетные кредиты сроком до 3 лет. Ранее данная мера была введена для региональных бюджетов.

Законопроект (N986957-7) в июле был внесен в Госдуму группой сенаторов.

Согласно действующему Бюджетному кодексу РФ, из бюджетов муниципальных районов могут быть выданы бюджетные кредиты сроком до 3 лет только бюджетам городских и сельских поселений - "вертикальные" кредиты. Принятый в первом чтении законопроект позволяет выдавать бюджетные кредиты на срок до 3 лет из бюджета муниципального образования бюджету другого муниципального образования - "горизонтальные" кредиты.

Оба муниципалитета должны входить в состав одного субъекта РФ, практика предоставления данных кредитов должна быть закреплена в региональном законодательстве.

В конце апреля Госдума приняла закон, который ввел на 2020 год для региональных бюджетов практику предоставления "горизонтальных" кредитов. До этого регионы могли получать бюджетные кредиты из федерального бюджета на срок до 5 лет и предоставлять кредиты местным бюджетам сроком до 3 лет.

В первом чтении приняты поправки в Налоговый кодекс (НК), которые приводят к единообразию правоприменительную практику в отношении налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).

Законопроект (N990129-7) был внесен в парламент группой депутатов в июле.

"Законопроект разработан с целью урегулирования вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика либо существует неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования налогового законодательства, а также поддержания и стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов и создания конкурентных условий для развития бизнеса", - говорится в пояснительных материалах к документу.

Предлагается, в частности, исключить доход в виде дивидендов и соответствующую сумму налога у источника из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли КИКов для случаев, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо - российский налоговый резидент. "В данном случае КИК не имеет право распоряжаться такими дивидендами при осуществлении своей хозяйственной деятельности и не несет налогового бремени в связи с их получением", - говорится в материалах к законопроекту.

Поправки позволяют перейти от особого к общему порядку корректировки прибыли КИК применительно к операциям с производными финансовыми инструментами (ПФИ).

Документ уточняет понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании, критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если иностранная холдинговая компания признается активной.

Унифицируется порядок определения расходов КИК при реализации долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, ПФИ.

Правительство ранее в своем заключении поддержало законопроект, предложив доработать часть норм для пресечения практики манипулирования условиями, необходимыми для освобождения от налогообложения прибыли КИК. "В частности, при изменении условия признания иностранной организации иностранной холдинговой компанией (ХК) критерий по доле участия в другой иностранной организации должен быть установлен в отношении каждой иностранной организации на уровне не менее 15%, должна быть предусмотрена обязанность налогоплательщика подтверждать факт уплаты налога, исчисленного в отношении прибыли КИК в иностранном государстве", - говорится в заключении. Кроме того, в правительстве считают, что необходимо определить, что проектируемые изменения распространяются на прибыль КИК начиная с 2020 года.

Также во вторник в первом чтении Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс (НК), которые закрепляют создание в РФ с 1 января 2021 г. обязательной национальной системы прослеживаемости товаров (НСП), сейчас она работает в рамках эксперимента. Предусмотрено поэтапное - с 1 января 2022 г. и 1 июля 2022 г. - введение штрафов за нарушения.

Законопроект (N991147-7) был внесен в Госдуму в конце июля. В НК вводится определение НСП, это информационная система, в которой аккумулируется сбор, учет и хранение сведений о товарах, которые подлежат прослеживаемости. Перечень таких товаров определит правительство, товары будут идентифицироваться по кодам (ОКПД-2 и ТНВЭД). В систему товары должны будут попадать, по общему правилу, с момента выпуска на территорию РФ для внутреннего потребления. Также включены товары, ввезенные с территории государств - членов ЕАЭС, за исключением товаров в рамках таможенного транзита. Товары - также по общему правилу - выпадают из системы при их продаже физическим лицам, при их экспорте, а также при передаче в производство, захоронении, утилизации, безвозвратной утрате, конфискации и вывозе в страны ЕАЭС.

В рамках выполнения данного закона ФНС сможет проводить камеральную налоговую поверку с истребованием у налогоплательщика счета-фактуры, первичных и иных документов.

Дополняются виды налоговых нарушений. Так, с 1 января 2022 г. за непредставление или несвоевременное представление в ФНС отчета об операциях с товарами в рамках НСП, при отсутствии признаков налоговых нарушений, предполагает штраф в размере 1 тыс. рублей за каждый непредставленный или несвоевременно представленный документ. Непредставление счета-фактуры или документа об отгрузке товаров - 200 рублей за документ. К 1 июля 2022 г. завершится система формирования НСП, тогда же вступят в силу все предусмотренные новым законодательством штрафы.

Информацию об окончании прослеживаемости товара в случае его утилизации, переработки или продажи физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган. Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или указанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и также представляться в налоговый орган ежеквартально.

В пояснительной записке подчеркивается, что прослеживаемость товаров ведется на документарном принципе без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков. В этом отличие НСП от системы маркировки товаров, действующей сейчас для ряда товаров на территории РФ.

НСП сейчас работает в РФ в рамках эксперимента, сроки его проведения с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. Ведется апробация функционирования информационной системы для сбора, учета, хранения и обработки сведений о товарах для противодействия незаконному ввозу. Участие в системе добровольное.